Я двояко отношусь к введению чрезвычайного положения в Украине. В ст. 64 Конституции значится, что права и свободы человека не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных самой Конституцией. В законе говорится, что в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. При этом в Конституции также указан перечень прав и свобод, которые не могут быть ограничены.
Из этой нормы следует, что многие права, которые сейчас реально ограничивают, - на свободу совести, свободу передвижения, образования и многие другие, - это можно делать, но только при введении режима чрезвычайного положения. И поскольку он не введен, эти действия незаконны. В то же время я понимаю, что эти действия оправданы, поскольку цель их – ни что иное, как оградить людей от заболевания Covid-19, и все ограничения диктуются этим мотивом. И в большинстве своем они разумны, хотя в отношении отдельных мер можно спорить.
Я уже столкнулся с тем, что понятие "общественное место" трактуют неправильно, даже спикер Министерства внутренних дел Артем Шевченко сказал, что улица – это общественное место, хотя улица на самом деле не является общественным местом. Если посмотреть по законодательству, что это такое, то речь идет о местах, в которых люди собираются. Лифты, подъезды, остановки транспорта и разные публичные места типа ресторанов и баров, парков, мест отдыха – это действительно общественные места, но улица – нет.
Непонятно, почему запрещено бывать в парках, непонятно, почему нужно все время вне дома находиться в маске. Ведь вирус опасен при контактах с дистанцией меньше 2 метров, вот тогда и маска, и очки, и перчатки необходимы. А прогулка вдвоем в парке без каких бы то ни было контактов может быть и без масок.
Но в целом, общий характер этих мер и их направление я целиком поддерживаю. Единственное, что бы мне хотелось, чтобы это действительно было в рамках закона. Поскольку, когда государство совершает незаконные действия, нарушает Конституцию, пусть даже с самыми благими и оправданными намерениями, это выбивает почву из-под ног у всех, кто там живет. Если государство может нарушать закон, права человека, то почему люди могут не нарушать закон, почему они обязаны его соблюдать?
Поэтому я считаю, что необходимо ввести чрезвычайное положение, в котором четко все прописать и указать все ограничения и при этом, чтобы там не было ничего лишнего. К примеру, комендантский час нам совершенно ни к чему, я считаю… Я за то, чтобы ввести режим ЧП для того, чтобы действия по ограничению прав человека, в частности на свободу передвижения, были законны.
Сейчас обсуждается вопрос, может ли государство осуществлять слежку за людьми во время эпидемии через их девайсы. Вообще, это нарушение прав человека, опять-таки, и этого делать нельзя категорически. Но если введут чрезвычайное, то этот вопрос можно будет законно поставить. Я все равно считаю, что этого делать не надо.
Во всех этих мерах не учитывают того, что у нас есть более 52 тысяч человек, для которых это все нарушается ежеминутно. Я имею ввиду людей, лишенных свободы, которые находятся в пенитенциарных учреждениях. В большей части колоний у нас остались старые советские бараки, где живут по несколько сот человек, иногда даже на двухъярусных нарах. И там такая скученность, они все время находятся вместе, никакой социальной дистанции больше 2 метров там нет нигде и, по-моему, ее и не могут реализовать. А средств для того, чтобы купить маски, антисептики и так далее у них просто нет. И если туда вирус попадет, это будет катастрофа не только для них, а и для всей страны.